Главная » Образцы характеристик

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ

4. Технические средства реабилитации для ориентирования, общения и обмена информацией

4.1. Технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением зрения

Тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих - совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.

К тифлотехническим средствам относятся: трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения говорящей книги, для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом собаки-проводники с комплектом снаряжения.

4.1.1. Трость тактильная (белого цвета) разных размеров (от 700 до 1200 мм), пластиковая, металлическая, складная, телескопическая (выдвижная).

Назначаются инвалидам по зрению, детям-инвалидам по зрению (младшего школьного, школьного и подросткового возрастов) с абсолютной и практической слепотой (острота зрения 0 - 0,05 или/и концентрическим сужением поля зрения до 100).

Требуются для полной или частичной компенсации ограничений способности к передвижению, общению, самообслуживанию, ориентации. Опосредованно, благодаря этому, способствует возможности трудовой деятельности и обучения.

4.1.2. Специальные устройства для чтения говорящей книги - предназначены для компенсации ограничений способности к обучению, общению, трудовой деятельности, особенно лиц, занятых в профессиях интеллектуального труда, овладению навыками самообслуживания.

К ним относятся:

- Тифломагнитолы различных типов и фирм производителей

- Тифлоплееры различных типов и фирм производителей

- Другие специальные устройства для чтения говорящей книги.

Требуются инвалидам по зрению, детям-инвалидам, слепым и слабовидящим (при остроте зрения - 0 - 0,1).

4.1.3. Оптические средства для коррекции слабовидения - способствуют частичной компенсации ограничений к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, ориентации. Особенное важное значение имеют для трудовой деятельности лиц, занятых в сфере интеллектуального труда, а также для получения общего и профессионального образования.

Выбор устройства осуществляется индивидуально в зависимости от характера патологии органа зрения, анатомо-оптических характеристик и других офтальмологических параметров.

4.1.3.1. Лупы ручные, опорные, накладные, фиксируемые на очках, разной кратности и конструкций (без освещения, с подсветкой).

Лупы назначаются инвалидам с ограничением способности к общению, обучению, трудовой деятельности при наличии заболеваний, последствий травм органа зрения, приведших к практической слепоте или слабовидению (острота зрения 0,01 - 0,1).

4.1.3.2. Очки: очки со светофильтрами, сфероцилиндрические очки (для дали или близи), сферопризматические очки-гиперокуляры бинокулярного применения, гиперокуляры монокулярного применения. Назначаются при остроте зрения 0,01 - 0,1.

4.1.3.3. Видео-система с увеличением изображения, телевизионное увеличивающее устройство (стационарное) - предназначено для чтения плоскопечатного текста на экране монитора в увеличенном виде. Назначаются инвалидам по зрению с остротой зрения 0,01 - 0,1.

4.1.3.4. Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат - формирует на экране телевизора увеличенное изображение текста. Работает в режиме позитив-негатив. Не требует специальной фокусировки. Назначаются инвалидам по зрению и детям-инвалидам с остротой зрения 0,01 - 0,1.

4.1.4. Медицинские тонометры с речевым выходом обеспечивают контроль за состоянием артериального давления, самостоятельную оценку эффективности лечения и приема лекарственных препаратов как элементов самообслуживания.

Назначаются инвалидам по зрению I группы (слепые - острота зрения 0 - 0,05), страдающие артериальной гипертонией.

Медицинские тонометры с речевым выходом частично способствуют компенсации ограничений к самообслуживанию, возможности контроля за состоянием своего здоровья и своевременного применения адекватных мер по его улучшению при наличии заболевания.

4.1.5. Медицинские термометры с речевым выходом предназначены для контроля температуры тела и назначаются инвалидам по зрению слепым (острота зрения - 0 - 0,05).

4.1.6. Собаки-проводники с комплектом снаряжения показаны для инвалидов I группы по зрению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза 0 - 0,05 и/или концентрическое сужение поля зрения до 100 и менее градусов), в возрасте 18 лет и старше при отсутствии стойких выраженных нарушений статодинамических функций, выраженных нарушений центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, расстройств психических функций, тугоухости III - IV степени (затрудняющих контакт с собакой-проводником).

Социальные аспекты, которые следует учитывать при обеспечении инвалидов I группы по зрению собакой-проводником:

- возможность самообслуживания в быту, обеспечение животного пищей

- местность проживания инвалида (сельская или город с интенсивным движением)

- жилищно-бытовые условия

- семейные условия (согласие членов семьи)

- материальная обеспеченность, необходимая для надлежащего содержания животного

- условия содержания собаки-проводника в своей квартире или будке

- наличие помещения для животного на УПП ВОС либо иной работе для работающего инвалида.

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения

старше 3 лет

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения

Закономерности воспитания и обучения детей с нарушениями зрения - предмет науки тифлопедагогики. Тифлопедагоги работают с детьми слепыми, с остаточным зрением и слабовидящими, а также с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией (у части этих детей имеется слабовидение или остаточное зрение, у остальных - риск развития низкого зрения).

Классификация нарушений зрения

Обычно отечественные специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения.

1. Функциональные нарушения зрения.

Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены,

в том числе, и тренировками. Амблиопия – это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии: а) обскурационная – возникает в результате существовавшего в течение некоторого времени помутнения оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.). б) рефракционная - следствие аномалии рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия – неодинаковая рефракция глаз) и отсутствия адекватной оптической коррекции в) дисбинокулярная – возникает в результате косоглазия (бывает с центральной и нецентральной фиксацией). г) истерическая – может возникнуть в состоянии аффекта.

По тяжести различают три степени амблиопии в зависимости от уровня остроты зрения лучшего глаза с оптической коррекцией. Амблиопия высокой степени соответствует остроте зрения 0,01 - 0,2, амблиопия средней степени – остроте зрения 0,2 – 0,4 и амблиопия слабой степени соответствует остроте зрения 0,4- 0,8.

2. Органические нарушения.

Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.

Низкое зрение (low vision) по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет менее 0,3. Острота зрения менее 0,02 уже соответствует формальной

слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть людей, которые считаются формально слепыми еще могут видеть предметы, т. е. имеют низкое предметное зрение.

Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм).

Для нужд специального образования выделяют группу лиц с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения менее 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02). Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими. Те же слепые, которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной или неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения (тотально слепые).

Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах, о чем подробнее будет сказано ниже.

Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией. Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных претерпевает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты (10-15% случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сетчатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения.

Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если ребенок не отвечает с этого расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию. Например, если ребенок видит первую строку таблицы ( соответствующую остроте зрения 1,0 при измерении с 5 м) только с расстояния 1 м, острота зрения будет равна 0,02. Когда ребенок не узнает картинки, можно попробовать проверить зрение и с помощью пальцев руки. Если больной правильно считает, сколько предъявляется пальцев с расстояния в 1 м, это также требует остроты зрения, приблизительно равной 0,02. Если используется другое расстояние, значение остроты зрения 0,02 следует умножить на данное расстояние, выраженное в метрах.

Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения

здоровья, т. е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.

Причины возникновения зрительных нарушений

Заболевания зрительной системы бывают врожденными, приобретенными и наследственными.

Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. При этом сами родители могут быть и здоровы. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, астигматизм и др.

Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности, инфекционные заболевания беременной женщины (краснуха, токсоплазмоз и пр.). В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный фон, асфиксия во время родов и др.

Приобретенные заболевания зрительной системы у ребенка также вызываются различного рода эндогенными и экзогенными факторами, касающимися уже непосредственно самого ребенка. К эндогенным факторам можно отнести кровоизлияния, осложнения после ряда инфекционных и других заболеваний. Экзогенные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние после рождения ребенка – это травмы, химические вещества (например, неправильная дозировка кислорода при доращивании недоношенных детей), повышенный радиационный фон и др.

Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей

На психическом развитии человека с нарушенным зрением сказывается время появления зрительного дефекта и степень нарушения зрения, наличие и тяжесть других нарушений здоровья, а также эффективность лечения и психолого-педагогической коррекции, ситуация в семье и др. Чем раньше возникает дефект и чем сильнее степень нарушения зрения, тем заметнее может нарушиться психическое развитие вторично, даже если исходно ребенок имел только нарушение зрения и не было никакой сочетанной патологии. У слабовидящих детей возникают те же проблемы в развитии, что и у слепых, но менее выраженные. Ситуация осложняется тем, что многие лица с нарушениями зрения как раз исходно имеют и другие нарушения здоровья.

На формирование личности человека с нарушенным зрением оказывают влияние не только биологические, но и социальные факторы: неблагоприятные условия семьи или социального окружения, гипер- и гипоопека, ограниченные возможности для людей с нарушениями зрения доступа к получению информации и общения с другими людьми.

При нарушении зрения заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность инвалидов по зрению. Малоподвижность же, в свою очередь, приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Навыки ориентировки можно развить лишь при постоянном использовании других сохранных анализаторов (слух, кожно-кинестетическая и тактильная чувствительность, восприятие вибрации и др).

Из других особенностей развития моторики нужно отметить почти полное отсутствие хватательного рефлекса у младенцев со зрительными нарушениями. Ребенок не тянется к объектам, долго не начинает ползать, такие дети также долго не могут научиться стоять, даже придерживаясь, и ходить. Дети ползают ногами вперед, боясь ушибов головы. Формирование навыка ходьбы может запаздывать на 2-3 года. Поскольку ребенок не может в достаточной степени исследовать ближнее окружение, это порой приводит к задержке речевого развития.

Однако у большинства детей со зрительными нарушениями речь не нарушается, но сужена сфера активного общения, познавательной деятельности и подражания. Часто у незрячих наблюдается вербализм, когда они используют в речи большой лексический запас слов, не всегда зная их значения. Поэтому при обучении нужно обращать на это внимание и, когда возможно, чаще применять наглядность, учить практическому использованию знаний и навыков.

Важным органом восприятия предметов у людей с нарушениями зрения является рука, и у них должны быть хорошо развиты кистевой, ладонный и пальцевой способы восприятия. Незрячие должны уметь считывать тактильно рельефнографические изображения. Еще И.М.Сеченов отмечал сходство тактильного и зрительного восприятия. Однако при слепоте и слабовидении непосредственно может быть отражено меньше свойств и признаков предметов. Возникают проблемы с восприятием цвета, эстетическим восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Например, трудно воспринять картины природы.

Дифференцировка и зрительная сосредоточенность у слабовидящих снижены. Что касается памяти у слепых и слабовидящих, то они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в памяти. Зрительная память ослаблена или отсутствует. Поскольку при нарушении зрения затруднена или отсутствует возможность зрительного контроля, то незрячим приходится запоминать много информации о том, где находятся те или иные предметы и ориентиры.

У слепых и слабовидящих детей снижены активность, мотивационная сфера, потребности и интересы.

Вместе с тем, зрительный дефект никак не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер, темперамент и пр. Значит, нарушение зрения оказывает влияние лишь на отдельные компоненты личности, но не в такой степени, чтобы радикально ее перестроить.

Система образования для слепых и слабовидящих детей

Система образования для слепых и слабовидящих носит как бы двухмерный характер. По вертикали, или по возрасту, существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возрастных групп, начиная с младенцев и кончая пожилыми людьми. Такое же количество коррекционных учреждений для детей и взрослых существует по горизонтали, т. е. по степени нарушения зрения.

Система коррекционно-образовательных учреждений для слепых и слабовидящих по возрасту включает дошкольные учреждения, школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения, школы восстановления трудоспособности слепых, Всероссийское Общество Слепых (ВОС), учебно-производственные предприятия и др. Эти учреждения, за исключением организации ВОС, финансируются государством.

Отбор детей в специальные коррекционно-образовательные учреждения производит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основная задача ПМПК - подобрать тип учреждения, учитывая психические особенности ребенка и его зрительные возможности.

Дошкольные учреждения: Консультационно-практический центр по абилитации детей с тяжелой патологией зрения (г. Санкт-Петербург), обслуживающий детей с рождения до 10 лет (Центр включает детский сад, в котором, кроме обычных дневных групп, работают также круглосуточные группы и группа «Особый ребенок», и консультационные группы, причем дети до года могут быть проконсультированы на дому), специальные детские сады (в том числе, круглосуточные), специальные детские сады при школах-интернатах, группы для детей с нарушениями зрения при массовых детских садах, специализированные детские дома.

Дошкольные учреждения, наряду с воспитанием, осуществляют лечебно-восстановительный процесс, развитие зрительных функций, познавательной, двигательной сферы и личности ребенка в целом.

Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.

Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.

Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.

Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки.

Существует и такая форма школьного образования, как гимназия-интернат для слепых и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей – актуальный вопрос.

Профессиональное образование. Специальных профессиональных учреждений для инвалидов по зрению существует немного. Это музыкальное училище для слепых в г. Курске, медучилища в Санкт-Петербурге, Кисловодске и Геническе, где незрячие могут освоить специальность массажиста, богословский курс обучения в Санкт-Петербурге. Существует единственное в России высшее учебное заведение для слепых и слабовидящих - Институт культуры и искусства в Москве. Многие инвалиды по зрению сегодня получают образование в лучших вузах страны совместно с нормально видящими студентами.

Школы восстановления трудоспособности слепых (ШВТС): это реабилитационные центры для инвалидов по зрению, которым трудно адаптироваться в социальную среду или для тех, кто потерял зрение в более позднем возрасте. ШВТС существуют в Санкт-Петербурге, Волоколамске, Бийске.

ШВТС занимаются подготовкой слепых и слабовидящих к трудовой деятельности. Эта подготовка включает 1)обучение самостоятельной ориентировке в большом и малом пространстве, самообслуживанию, культурным навыкам поведения, чтению и письму по системе Брайля, плоскопечатному письму на машинке и рукоделию 2)физическое воспитание 3) проведение профилактических мероприятий по формированию зрительного восприятия и 4)обучение навыкам гигиены зрения. В ШВТС инвалиды по зрению получают информацию о деятельности ВОС, им оказывается психологическая помощь, цель которой снять депрессию и сформировать адекватное отношение к своему дефекту и т. п. Данный тип учреждений находится на попечении ВОС.

ВОС - это организация, осуществляющая связь между инвалидами по зрению и обществом. Организация ВОС была создана по инициативе самих инвалидов по зрению. ВОС оказывает содействие в образовании, трудовой подготовке и повышении культурного уровня инвалидов по зрению. Таким образом, ВОС на практике пытается осуществлять процесс интеграции инвалидов по зрению в общество нормально видящих. Сегодня ВОС не может в полной мере осуществлять свои функции в связи с изменениями последних лет в социально-экономической и политической сферах страны.

Учебно-производственные предприятия (УПП). После Великой Октябрьской Социалистической Революции и окончания Гражданской войны остро встал вопрос о трудоустройстве инвалидов по зрению. Несколько попыток создать трудовые учреждения для слепых в 20-30 годы закончились неудачно и лишь в 1943 году УПП передали ВОС, которая начала проводить активную работу по расширению сети УПП. К 1963 году проблема трудоустройства незрячих была полностью решена путем создания предприятий для слепых, которые могли быть самоокупаемыми. Некоторые категории незрячих (с дополнительной патологией, сельские жители) обеспечивались работой на дому. УПП не только обеспечивали инвалидов по зрению работой, но и занимались их реабилитацией и интеграцией (обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию, организация досуга, ознакомление с правами инвалидов, обучение письму и чтению по системе Брайля, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий). Сегодня многие УПП закрыты, а оставшиеся по существу являются медико-психолого-реабилитационными центрами. Причина закрытия УПП состоит в том, что в нынешних условиях эти предприятия не могут себя окупать, не имея никакой поддержки со стороны государства. Благодаря техническому прогрессу автоматизирована ручная работа, которую мог предложить незрячий, и стало невыгодно содержать таких работников. Труд человека гораздо медленнее и дороже труда машин, к тому же, для эффективного труда незрячих необходимо вводить и дополнительный обслуживающий персонал (нормально видящие мастера, специалисты по реабилитации и пр.). На сегодняшний день многие инвалиды по зрению остаются нетрудоустроенными.

Другие специальные учреждения: клубы по интересам для слепых и слабовидящих (например, при ДК им. Шелгунова в Санкт-Петербурге), специальные библиотеки слепых и компьютерные центры.

Проблемы интеграции слепых и слабовидящих

На Западе процесс интеграции инвалидов по зрению в общество начался еще в 70-х годах. Одной из областей, в которых реализующих процесс интеграции, является обучение. В нескольких странах достигнута полная интеграция слепых и слабовидящих детей в ходе обучения, но в большинстве стран дети с нарушениями зрения могут обучаться в массовых школах. или в специальных школах в зависимости от желания родителей, наличия и тяжести дополнительных нарушений у ребенка (умственная отсталость, ДЦП и др.). Наша страна отстает в этом вопросе от Запада на 25 лет. Так, по данным ПМПК Санкт-Петербурга число инвалидов по зрению, успешно интегрированных в общество, составляет лишь 3,87% от общего их числа.

Как интегрированное обучение, так и обучение в специальной школе имеют свои положительные стороны и свои недостатки. Плюсы интегрированного обучения: оно положительно влияет на общее развитие детей, их адаптацию к обществу, дети не оторваны от реальной жизни. Л.С. Выготский считал, что дети с нормальным развитием положительно влияют на детей, имеющих какие-либо нарушения в развитии. Дети учатся недалеко от дома и не отрываются от семьи. Совместное обучение, таким образом, является более естественным. С другой стороны, на Западе к каждому незрячему ученику прикреплен ассистент, который должен приводить ребенка в школу и помогать ему дома. Это исключает возможность быть полностью самостоятельным и независимым и может сказаться на авторитете самого ребенка-инвалида. Среда в массовой школе не очень приспособлена к нуждам детей с нарушениями зрения. Такие дети могут страдать от одиночества в обычной школе, так их проблемы недостаточно понятны педагогам и другим детям.

Плюсы специальной школы: лучшие условия для наблюдения, лечения и профилактики нарушений зрения, а также для обучения. Специальное оборудование и методики обучения и среда в спецшколе приспособлены к нуждам детей с нарушениями зрения. Большим минусом обучения в спецшколах является ослабление связей с семьей. Поскольку таких школ немного и они часто находятся далеко от места проживания семьи, дети и живут в этих щколах-интернатах, а с родными видятся на выходных или еще реже..

На Западе существует 4 интегративных модели обучения:

1) ребенок обучается в массовой школе - полная интеграция.

2) созданы специальные классы при массовых школах, при этом слепые и слабовидящие дети изучают некоторые предметы совместно с нормально видящими (физика, история).

3) дети посещают массовую школу, но существует консультационный пункт – он посещается детьми вне уроков по определенному графику.

4) дети посещают массовую школу, но существует странствующий учитель (тифлопедагог или консультант), который обслуживает несколько массовых школ, где учатся слепые и слабовидящие дети, проводит консультации с детьми и учителями.

Отечественные педагоги придерживаются мнения, что, прежде, чем поместить ребенка в массовую школу, необходимо обеспечить ученика специальными условиями, в которых ребенок с различными нарушениями зрения мог бы чувствовать себя комфортно (освещение, специальные книги, компьютерная техника и пр.). На сегодняшний день российская экономика не готова обеспечить интегрированное обучение детей со зрительными нарушениями.

Основные факторы, препятствующие интеграции в процессе обучения:

1. Обучение детей-инвалидов в массовых школах является дорогостоящим (техническое оснащение, дополнительный персонал)

2. В России на 10-12 % имеется недостаток специальных педагогов (во многих педагогических ВУЗах сейчас введены курсы коррекционной педагогики, что будет способствовать интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения).

3. Неготовность общества к принятию ребенка с нарушениями. Многие учителя, дети и родители не хотят, чтобы в их классе обучались дети-инвалиды.

Причины, по которым возникают трудности в контакте между инвалидами по зрению и нормально видящими, следующие:

- недостаточный навык ориентировки в большом пространстве у инвалида

- неадекватное отношение зрячих к зрительному дефекту

- неадекватное отношение инвалида по зрению к своему дефекту, низкий уровень самооценки и требований к себе

- объективные трудности в налаживании коммуникативных связей между слепыми и зрячими.

Проблемы семейного воспитания слепых и слабовидящих

Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, как здорового, так и с какими-либо нарушениями. Зачастую слепые и слабовидящие дети оказываются в неблагоприятных семейных условиях (неполная семья, неблагополучная семья). После постановки диагноза многие родители испытывают состояние шока, растерянности и беспомощности, поскольку не знают, как можно воспитывать такого ребенка. В этот момент важно поддержать родителей и предложить им квалифицированную педагогическую и психологическую помощь. Отсутствие такой своевременной помощи родителям может привести к аномальным формам воспитания: гиперопека, гипоопека или одностороннее развитие ребенка. И бывают случаи, когда это приводит к отказу от ребенка, и он оказывается в сиротском учреждении.

Гиперопека – это усиленная опека. когда родители все делают за ребенка и не дают ему свободы действий. Чаще это наблюдается в однодетных семьях или в семьях с поздним ребенком. Последствием гиперопеки является своего рода болезненное состояние, когда ребенок не владеет навыками коммуникации, не самостоятелен, ему трудно найти общий язык в коллективе и он слишком высокого мнения о себе.

Гипоопека – это недостаточное внимание к ребенку, предоставление ребенка самому себе, негативное отношение к ребенку, его игнорирование, изоляция ребенка от окружающего мира и т. п. Гипоопека часто приводит к навязчивым движениям у детей: ребенок качает головой или, стоя, раскачивается из стороны в сторону, кружится, подпрыгивает с ноги на ногу, машет руками, машет рукой перед глазами или надавливает на глаза. Навязчивые движения так укореняются в обычное поведение, что с ними становится трудно бороться.

Одностороннее развитие ребенка означает, что уделяется внимание только какой-либо одной его способности (хорошо поет, читает стихи), что может привести к задержке психического развития ребенка и, в дальнейшем, к отставанию ребенка в освоении школьной программы.

Чтобы избежать этих перекосов в воспитании слепого и слабовидящего ребенка, необходимо активное сотрудничество родителей с коррекционно-образовательными учреждениями, а между родителями и ребенком должна существовать духовная близость. Часто последнее не соблюдается, так как ребенок находится постоянно в интернате, вдали от родных. Ребенок, выросший вне семьи, мало знаком с ее традициями и интересами и живет своей жизнью. Следует помнить, что ребенок со зрительными нарушениями должен делить с другими членами семьи семейные обязанности. Не следует ограничивать такого ребенка и в общении с нормально видящими сверстниками, близкими и соседями.

Дошкольное воспитание ребенка с нарушением зрения в семье должно носить разносторонний характер. Дети со зрительными нарушениями часто отстают в формировании двигательной активности, этому следует уделять много времени. Следует так же активизировать познавательную деятельность ребенка и обучать его ориентировке в пространстве. Ребенка с нарушенным зрением следует готовить к школе, не только обучая его читать, писать и считать, но и самостоятельно себя обслуживать (одеваться, умываться, причесываться и пр.). Кроме того, ребенок должен овладеть всеми нравственными и эстетическими нормами поведения. При подготовке ребенка к школе следует приучить ребенка к выполнению основ гигиены зрения.

Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения

Разработаны разнообразные тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения, которые используются при обучении, в быту, при ориентировке и передвижениях:

1. Оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы). Специальные компьютерные программы, обеспечивающие увеличение экранного изображения.

2. Компенсирующие средства: трость прямая, трость складная, диктофоны, звуковые компьютерные программы, Брайлевский дисплей, прибор для письма, прибор для письма шрифтом Гебольда, Брайлевские машинки, озвученные книги, читающие машины и др.

3. Информационные носители: озвученные книги на кассетах, Брайлевские книги и журналы.

4. Предметы быта: Брайлевские часы и будильники, говорящие часы, перфокарточная бумага, дозаторы, говорящие весы и т. п..

5. Учебные предметы: специальные бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, прибор для рисования, прибор для черчения (Семевского), чучела птиц и животных, рельефные карты, звуковые калькуляторы и мячи и пр.

6. Для ориентировки в пространстве: звуковые светофоры, трости и очки, «птичка» у входной двери и др.

Необходимо не только обучать детей пользоваться вспомогательными средствами, но и бережно с ними обращаться.

Текст подготовлен Светланой Куликовой и Юлией Евтюховой

Концепт и прототип

По натуре я предприниматель, в копилке уже был успешный опыт создания и продажи веб-проектов социальной направленности (в том числе сотрудничество с Яндексом). Буквально через несколько дней в голове родилась идея по коммерциализации и массового выпуска моих парктроников, но в совершенно ином применении — в области помощи инвалидам.

Статистика распространенности инвалидов по зрению

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 37 миллионов слепых людей и 124 миллионов с плохим зрением.

По некоторым данным количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляет 218 тыс. человек, из них абсолютно слепых – 103 тыс. Однако точные статистические данные найти невозможно и по неофициальной статистике в России от 1,84 до 4,96 млн. инвалидов по зрению, из них от 610 до 780 тыс. полностью слепые. Подробнее »

К 2020 году число слепых в мире может возрасти до 75 миллионов человек (по данным ООН ).

За несколько дней собрал первый прототип, используя всеми любимый arduino версии mini. Выглядел он не очень, однако это было вполне достаточным для проведения первых полевых испытаний на настоящих слепых.

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

И в «собранном» виде:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

Для более серьезных испытаний был создан второй прототип, в жестком корпусе и уже с аккумулятором:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

Результаты испытаний

Испытания на слепых прошли очень успешно. Такую откровенную радость и восторг, которые переполняли инвалидов, я видел только у маленьких детей в возрасте детсткого сада, которым на праздник подарили «лучший в мире» подарок. Один молодой парень-инвалид одел прибор и просто убежал вместе с ним, пока мы обсуждали полезность изобретения =) Нашли мы его на другой улице, через автомобильную дорогу от первоначального местонахождения. Парню очень понравился прибор, он впервые в жизни ощутил, что значит передвигаться по улице самому, без посторонней помощи и даже без трости. Нам, видящим, это понять сложно, но наверное это схоже долгому, но чудесному восстановлению людей после травмы, которая лишила их возможности ходить, и чувствовать себя полноценным человеком. Также прибор отлично показал себя при испытании на людях преклонного возраста. Одна 80-ти летняя старушка уже через пару минут спокойно передвигалась по помещению общества слепых (это к вопросу об обучаемости).

Было решено продолжить разработку, к тому же начала вырисовываться перспективная дипломная работа.

Конкуренты

За пару недель проштудировал рунет и зарубежную часть сети и выяснил (как и автор статьи про бейсболку), что в мире существуют в основном прототипы подобных приборов (раз. два. три ), и буквально несколько реализованных вариантов, отличающихся довольно высокой ценой (четыре — 300£, пять — 635£). Слышал про подобные разработки еще в Советском союзе и в России, но ничего найти так и не смог. Все найденные концепты использовали различные виды коммуникации с инвалидом, но в основном посредством звука.

Техническая часть

Далее началась плотная работа по изучению способов коммуникаций и воздействия на человека.

Оказалось, это очень обширная тема

Электронные сигнализирующие приборы широко используются в цехах на заводах многих отраслей промышленности. Одна из самых важных потребностей в сигнализирующих приборах — обратная связь оператору, что тем или иным станком или механизмом был достигнут необходимый результат. Почти все сигнализирующие приборы на рынке содержат звуковую тревогу, предупреждающую о достигнутом результате. Кроме того, некоторые приборы содержат визуальные сигнализирующие механизмы, например лампочки различных цветов (как правило красные, желтые и зеленые). В шумной окружающей среде или местах, где инструмент используется в условиях ограниченной видимости его пользовательского интерфейса, возможно, что ни одна из этих тревог не достаточна для уведомления оператора. Подходящее решение этой проблемы состоит в том, чтобы объединить визуальные и звуковые способы предупреждения оператора с тактильным сигнализированием, посредством вибрации. Выгода обратной связи с помощью вибрации хорошо известна всем, кто использует мобильный телефон.

Цитата из моей дипломной работы

И сравнение найденных способов сигнализирования в условиях ограниченных возможностей слепого человека. Ребята с кафедры нейропсихологии МГУ просветили меня на тему плюсов и минусов того или иного способа сигнализирования, посоветовали нужную литературу. Подробно изучил с десяток книг по психологии, бионике, исследованиях о слепых, а также животных (особенно о дельфинах и летучих мышах), посмотрел несколько художественных фильмов (всем советую фильм про слепого музыканта всех времен и народов Рэя Чарльза). Когда был в Германии и Франции на презентации прибора, сам ходил по городу с повязкой на глазах и с прототипом прибора, что вызывало бурный интерес и восторг у окружающей публики =)

В итоге я пришел к выводу, что целезообразнее всего использовать тактильную обратную связь и «не забивать» слуховой канал, т.к. слепые людии ориентируются в основном по слуху, улавливая эхо от цоконья каблуков и оценивая таким образом расстояния в окружающем мире. К тому же, обратная связь организма человека на внешний раздражитель является самой быстрой при использовании именно тактильных каналов (самый медленный способ, как ни странно, через зрение). В качестве воздействия будем использовать вибрацию. Хотя были и другие варианты, которые не подошли из-за особенностей человеческой психики. Например человек быстро привыкает к постоянному внешнему монотонному воздействию, — к небольшому надавливанию или сжатию на участки тела. Также как и к постоянному монотонному громкому звуку (все мы умеем засыпать в самолетах или автобусе, переставая слышать шум мотора). Так называемая адаптация к внешним шумам.

Тем временем, была выбрана электронная начинка. Это будет плата собственного изготовления (т.к. ардуино занимает сшишком много места), датчики (ультразвук + инфракрасные) и аккумулятор:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

На плате atmega88 (или atmega168 как на ардуино), набор микрух для зарядки аккумулятора и управления электродвигателем, импульсный преобразователь напряжения, звуковая пищалка и прочее. Все это дело рассчитывалось и тестировалось с осцилографами и т.п. (вплоть до обоснования выбора транзисторов), дипломная работа же =) Заказывалось на заводе в Китае, дешево и по качеству очень даже. Плата двухсторонняя, размер 24х48мм, компоненты SMD (размер 0603), отступы между дорожками в некоторых местах 0.15 мм. За качество пайки помидорами не кидать, впервый раз паял такую мелочь, без нормальной станции и с жутким припоем:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

Затем был создан концепт корпуса:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

Копрус крепится к руке на ремешке, в области запястья (тыльной стороны ладони). Серебристая таблетка на ремешке снизу — вибродвигатель, для коммуникации прибора с человеком. На корпусе расположены пару кнопок (включение-выключение, ближний-дальние режимы), гнездо для штекера от блока питания для зарада аккумулятора. И конечно же два милых глаза, почти герой из трогательного мультика Валли =)

Первый реальный прототип, напечатанный на 3D принтере получился немного страшнее концепта, но всему свое время:

Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

Характеристики разработанного прибора и принцип действия

Прибор носится на руке, по принципу обыкновенного фонарика. Обнаружив препятствие, Электросонар подает вибрационный сигнал разной интенсивности и длительности (зависит от расстояния до препятствия). Направляя прибор в разные стороны, можно получить четкую картину об окружающих препятствиях, например бордюрах, ступенях, стенах. Предусмотрено несколько режимов работы, как для небольших, замкнутых пространств (квартира), так и для использования на открытом, «уличном» пространстве.

  • Дальность обнаружения препятствий — до 7 метров
  • Вес — менее 150 грамм
  • Размер — не более 7х7х3.5 сантиметров (ДхШхВ)
  • Время автономной работы — более 4 часов
  • Температурный режим работы — до -30 градусов
  • Питание — от встроенного аккумулятора, зарядное устройство в комплекте.
  • Участие в выставках, международные поездки, знакомства

    Успел поучаствовать в Подмосковной выставке, встретился с бывшим губернатором области, Б.Громовым, даже наградили какими-то грамотами.

    Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

    И как уже отметил выше, побывал в Германии, во Франкфурте, у них есть классный музей, где каждый желающий может почувствовать себя слепым на пару часов, задуматься о трудностях жизни в темноте, поблуждать по лабиринтам и даже посетить «слепой» обед.

    Образец написания характеристики на слепого ребенка инвалида

    Очень классный способ провести один из свободных выходных для всей семьи, который способствует пониманию, что вокруг тебя есть другие люди, с ограниченными возможностями, с совсем другим стилем жизни и привычками. Жаль подобного до сих пор нет в России. Директор музея, к слову, слепой.

    Также был во Франции, в Страсбурге. Первые вопросы были, как ни странно, о безопасности и противопоказаниях (не будет ли у людей аллергии на материал из которого состояит прибор и т.п.). При этом ни во Франкфурте, ни в Страсбурге подобных приборов еще не видели, что для меня было большим удивлением.

    С главным Московском отделении слепых отношения сложились довольно прохладные с самого начала. «Подобное уже есть, ты не изобрел ничего интересного, мы давно знаем про подобные приборы». Однако даже в Подмосковных филиалах общества слепых прибор оказался для всех открытием.

    Экономическая часть, коммерциализация и трудности

    Успешно защитил диплом (МИСиС), начал думать о том, как довести прибор до серии. Экономические рассчеты показали, что себестоимость прибора — примерно 1700 руб. за штуку, что в общем то отличные показатели, по сравнению с конкурентами. Обращался с предложением к нескольким крупным предприятиям (Ногинский ЗАО НПЦ «Прибор» и Московский ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). Везде был очень тепло встречен, все заинтересовались и начали работу со мной. Но на сегодняшний день еще нет никаких результатов. В первом случае, особой инициативы не было, все действия ждали от меня, свежевыпустившегося инженера без опыта и практики организации производства. Во втором концерне думают уже пару месяцев. Единственные наиболее заинтересованные на сегодняшний момент — ребята-предприниматели из Бизнес Молодости.

    По ходу работы я понял, что одному такой проект тянуть на себе очень сложно. Запуск производства оказался вопросом непростым, есть масса подводных камней, например с патентованием, сертификацией, сбытом-распространением, гарантием-ремонтом-возвратом. К тому же, на весь проект я уже потратил приличное количество собственных средств (спасибо предыдущим проектам, создавшим некую финансовую подушку), которые имеют свойство заканчиваться =)

    Со временем тоже есть трудности — готовлюсь к сдаче международного экзамена по английскому и поступлению в Европейскую магистратуру/аспирантуру. Параллельно веду другой проект, который, в отличии от прибора, дает прибыль в короткосрочной перспективе, и кое-как с его помощи закрываю аппетит прожорливого прибора =)

    Итоги

    В итоге, прибор получился простым, дешевым и компактным, при этом является отличным помощником инвалида. Хотя не лишен недостатков, но на дипломе мне сказали так: «Недостаток данного прибора — простота. Что с другой стороны является его главным конкурентным преимуществом». И пока сомневающиеся обсуждают недостатки представленного «недозрения», сравнивая данный метод со сложными системами видео-распознавания изображения, приборами на базе microsoft kinect'a (kinect for the blind ), или с вживляемыми чипами, инвалиды тем временем в восторге (мне пришло уже более десятка просьб о как можно скорой покупке прибора, вообще без какой-либо рекламы). Поймите главное, у современных инвалидов нет и такой возможности иметь хотя бы элементарное представление об окружающем пространстве на расстоянии бОльшем длины трости.

    На сегодняшний день, проект находится в полузамороженном состоянии. Для массового производства необходимы некоторые технические доработки (особенно корпуса, конструктор и дизайнер из меня не очень). Поэтому я ищу любую помощь и единомышленников. Как в техническом плане, так и в организационном, в коммерциализации.

    Есть мысли выйти на Китайцев, предложить им мою разработку и наладить совместное производство целиком у них (а не только платы, как сейчас). Тогда прибор будет стоить вообще копейки. Но пока это лишь мысли.

    UPD: Простенький сайт уже есть и был: www.electrosonar.ru/

    Спасибо уважаемому хабрасообществу за внимание. Буду рад выслушать любые идеи, советы, предложения и рекомендации.

    Меню

    31 МАРТА 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» РАЗМЕЩЕНЫ ТЕКСТЫ ПРОЕКТОВ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.2015.

    17 ФЕВРАЛЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ  ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  И  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧАЮЩИЕ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ.

    22 ЯНВАРЯ 2015 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ  ТЕКСТЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  И  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.

    В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕКСТЫ СТАНДАРТОВ НАХОДЯТСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    24 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — ПРОЕКТЫ СТАНДАРТОВ» РАЗМЕЩЕНЫ  ПРОЕКТЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  И  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ДОРАБОТАННЫЕ С УЧЕТОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

    В разделе «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ – ПРОЕКТЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ» даны новые редакции программ.

    10 НОЯБРЯ 2014 г. В РАЗДЕЛЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАЗМЕЩЕН ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    В разделе  «Нормативные документы»  размещены   федеральн ые государственные образовательные стандарты  в редакции от 25 сентября 2014 года.

    Приглашаем ознакомиться с ними всех заинтересованных лиц.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    В соответствии с заданием Минобрнауки Российской Федерации  осуществляется широкая апробация проектов федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной среде. Цель апробации проектов ФГОС  состоит в оценке соответствия обсуждаемых проектов нормативно-правовой базе общего и  специального образования России. В ходе апробации требований к содержанию и условиям реализации  ФГОС коллектив авторов надеется получить мнение практических работников об обоснованности этих требований не только с точки зрения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, отнесенных к определенной нозологической группе и предлагаемому им варианту содержания образования (А, Б, С, Д), но и  оценку полноты и корректности, приведенных в проектах стандартов перечней этих потребностей. Мы надеемся так же и на детальный анализ содержательного наполнения образовательных областей каждого из вариантов ФГОС по всем компонентам образования детей с ОВЗ. Поскольку основной целевой установкой апробации является последующая доработка всех обозначенных в программе апробации параметров ФГОС -  рассчитываем  на преимущественно конкретные замечания, рекомендации и пожелания . Выражаем уверенность в том, что качественно проведенная апробация ФГОС позволит расширить перечень расчетных эффектов реализации ФГОС и минимизировать количество вероятностных.

    Коллектив разработчиков ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Психологияразвития слабовидящих людей

    СОДЕРЖАНИЕ:

      1. Психосоматика на примере плохого зрения
      2. Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация
      3. Эмоционально-личностное развитие слабовидящих людей
      4. Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграцииинвалидов по зрению в общество
      5. Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми
      6. Особенности классификации предметов, изображенных на картинках, слабовидящими детьми младшего школьного возраста
      7. Методическая разработка программы для работы с детьми с нарушениями зрения
      8. Литература

    Психосоматика на примере плохого зрения.

    С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин: это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.).

    Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать.

    Источники:
    detiangeli.ru, pravovybora.org, habrahabr.ru, fgos-ovz.herzen.spb.ru

    Читать дальше:


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Неотделимые улучшения при продаже квартиры образец договора (просм 314)
  • Гарантийное письмо для удо образец (просм 311)
  • Служебная записка об изменении штатного расписания образец (просм 272)
  • Образец заявления на запрет въезда в рф (просм 252)
  • Образец жалобы в опеку и попечительство (просм 191)

  • Последние материалы:

  • Образец заполнения акта осмотра транспортного средства
  • Образец заполнения акта ос 1б
  • Односторонний акт приема передачи образец
  • Письменное возражение на акт камеральной проверки образец
  • Журнал регистрации актов образец