Главная » Образцы характеристик

Характеристика на ученика с девиантным поведением образец

1. Работа социального педагога с семьей.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник Измерение родительских установок и реакций, схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

3. Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя, школьного врача и психолога имеют своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы людей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.

Карта личности школьника заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьным врачом. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

Из раздела

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Обновление содержания образования в современных условиях из опыта работы учителей гуманитарного цикла Содержание

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010 – 2011 учебный год Деятельность методического объединения учителей русского языка и литературы в

На правах рукописи УДК796 796.01 МИТИН АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность: 13.00.04 – теория и методика

На правах рукописи КОСТЮЧЕНКО Виталий Алексеевич ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ОБТУРАЦИИ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ У БАРАНОВ 06.02.01- диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и

На правах рукописи УДК 159.9:370 ЕВДОКИМОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (старший дошкольный возраст, дезадаптивные дети) 19.00.07 – педагогическая психология

1 Акция номиналом 20 тыс. руб. куплена с коэффициентом 0,5 и продана владельцем на пятый год после приобретения за 60 дней до даты выплаты

План

Задачи психологической службы в системе образования   состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников. Профилактику правонарушений среди школьников практический психолог школы начинает с приспособления первоклассников к школьной жизни и выявления детей «группы риска» в начальной школе. Школьный психолог должен предупредить дезадаптацию учеников во время перехода их из начальной школы в среднюю школу, конфликтов с учителями и ученическими коллективами, он работает с ребятами «группы риска», ориентирует детей на здоровый образ жизни в разных возрастных группах. Свою работу школьный психолог ведет в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и общественными организациями. Рассмотрим содержание понятия «отклонение поведения», направления диагностики и коррекции отклонений в поведении школьников разных возрастных групп.

2. Изучение причин девиантного поведения школьников

Каждый девиантный ребенок имеет  свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость  в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны. Семья – основной институт воспитания детей. Образцы поведения дети перенимают у своих родителей, поскольку именно родители определяют нормы оценки поведения. Дети часто играют роли своих родителей, поэтому очень важно предупредить закрепление дезадаптивных форм поведения ребенка путем психокоррекционной и консультативной работы не только с детьми, но и с родителями. Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса. Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности. Информационной для психолога является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность,  и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом. Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга. Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию. Для работы с трудновоспитуемыми детьми психологи с успехом используют патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда и другие. Действенным методом влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка к близким людям, является методика изучения социальной близости. В результате анализа  ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д. Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам. Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов.

Заключение

Таким образом, под отклонением в поведении школьников мы понимаем поведение, проявляющееся в  недисциплинированности, склонности к нарушению установленных моральных норм общества, в  противодействии педагогическому влиянию, в особенностях  развития высшей нервной системы ( эмоциональной нестойкости, импульсивности и др.). Анализ результатов анкетирования, проведенных  психологами как отечественными, так и зарубежными, подтверждает существование общепризнанных причин отклонений в поведении учеников: негативное влияние окружения, в том числе и многих родителей раннее укоренение вредных привычек ( табакокурения, приема алкогольных напитков и даже наркотических средств). Кроме этого, каждая возрастная группа и каждый ребенок в отдельности имеет свои причины отклонения в поведении. Задача практического школьного психолога состоит в выявлении причин отклонений в поведении детей, начиная с младшего школьного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе  оказании действенной помощи всем участникам воспитательного процесса  путем использования комплексных методов изучения и психологической коррекции. В работе по  исследованию причин девиантного поведения школьников широко используются методы анкетирования и опросов, анализ которых, дает психологу возможность для применения дифференцированного подхода по коррекции, как к отдельному индивиду, так и к отдельным группам путем использования тренингов и психологических игр.

Поиск

Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.

Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение.

Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:

*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.

*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей

*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.

Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.

В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.

При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • принимайте ребенка таким, каков он есть
  • предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности
  • расширяйте кругозор ребенка
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением . Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.
  • Если ребенок испытывает страхи.

  • принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться
  • развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх
  • заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.
  • Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

  • чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки
  • если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи
  • найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему
  • не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.
  • ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.

    20 век – самый агрессивный век.

    Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.

    Теории агрессивности.

  • Агрессивность врождённая черта характера.
  • Агрессивность – порождение воспитания, социализации.
  • Психоаналитическая теория Фрейда.
  • У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.

  • Теория фрустрации агрессии.
  • Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

  • Теория социального научения.
  • Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

    Этапы формирования агрессивного поведения.

  • Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй).
  • Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой.
  • Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения.
  • Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности.
  • Признаки агрессивного поведения.

  • Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту.
  • Нарушение социальных норм общества.
  • Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.

    Виды агрессивного поведения.

  • Импульсивная агрессия – непосредственная реакция на ситуацию.
  • Инструментальная агрессия – средство достижения различных, значимых для субъекта целей.
  • Враждебная агрессия – насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека.
  • Мотив групповой солидарности, сплочённости.
  • Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

  • Физическая агрессия, нападение.
  • Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).
  • Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.
  • Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.
  • Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.
  • Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.
  • Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).
  • Различия в агрессивности мальчиков и девочек.

    Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

    Д Е Т С К А Я А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________

    От рождения до одного года.

    Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».

    Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.

    Почему кусается?

  • Чешутся зубки.
  • Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).
  • Неудобно держат.
  • Что делать?

    Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.

    Нельзя . ругать, стыдить, угрожать.

    Много эмоций + негативная реакция = испуг.

    Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет.

    В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.

    Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.

    Лучше:

  • Объяснить, почему «нельзя».
  • Отвлечь.
  • Спокойно разговаривать.
  • Дать ребёнку удовлетворить любопытство.
  • Поддерживать.
  • Проявлять терпение, дружелюбие.
  • Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!

    Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.

    Агрессивное поведение может появляться в результате:

  • Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.
  • При ревности старшего ребёнка к младшему.
  • При третировании ребёнка одним из членов семьи.
  • При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.
  • Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.

    Школа и агрессивность.

    Школьник от 7 до 11 лет.

    Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).

    Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).

    Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.

    Самостоятельность и агрессивность.

  • Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.
  • Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.
  • Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.
  • Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.

    Что способствует развитию агрессивности?

  • Школьная нагрузка.
  • Учитель.
  • Другие дети.
  • Семья.
  • Школьная нагрузка.

    Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.

    Учитель.

    Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.

    Дети.

    В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.

    Семья.

    Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.

    Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.

    Подросток от 12 до 16 лет.

    Формы проявления те же. Причины:

  • Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.
  • Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.
  • Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.
  • Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.

    Агрессивность и сексуальность.

    Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.

    13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).

    По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.

    Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия.

    Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы:

  • Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).
  • Тренинги.
  • Индивидуальное консультирование по проблеме.
  • Семинары и диспуты.
  • Круглые столы.
  • Можно использовать следующие упражнения:

  • Коллективный продукт (определение агрессии).
  • Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка».
  • Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».
  • Знакомство со способами выражения гнева.
  • Упражнения на развития эмпатии.
  • Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка».
  • Упражнения на релаксацию, выведения гнева.
  • Психологический театр.
  • СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

    Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:

  • эмпатия
  • юмор
  • лёгкая эротика, поглаживание, прижать к себе.
  • Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.

    Работа с детьми.

    Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.

    2. Обучать поведению в различных ситуациях.

    3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям.

  • Уроки чтения и литературы.
  • Сказкотерапия, притчи.
  • Диспут.
  • Приложение1 .

    Примеры учащихся с отклонениями в поведении и (или) успеваемости

    1. Ученица Ш. . - семья полная, двое детей. Брат старше Ш. на 9 лет.

    Брат живет уже 3 года отдельно от родителей, - до ухода в основном он занимался воспитание девочки, т. к. родители работают посменно, пьют. Семья крайне конфликтная – частые драки на фоне пьянства, часто старший брат бьет родителей за то, что они пьяны.

    Девочка слабоуспевающая периодически наблюдаются вспышки гнева, драчлива, сквернословит демонстративное поведение. По темпераменту – холерик.

    Выдержки из психологического обследования на момент начала работы с ребенком:

    1) по данным социометрии – "эмоциональный изгой" в классе. В свою референтную группу по учебным мотивам выбирает хорошоуспевающих учащихся, а вот для общения – детей со схожим поведением: агрессивных, вспыльчивых, слабоуспевающих, пользующихся "дурной славой" в школе и за ее пределами.

    2) ПДО – эпилептоид – склонность к дисфории, аффективной взрывчатости. Аффекты отличаются смлой и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость и циничная брань.

    Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением ее интересов. Повод может быть случайным, но он всегда играет роль "последней капли". Выражена реакция эмансипации, возможна сильная склонность к демонстративности. Преобладание черт демонстративной женственности.

    3) определение акцентуации характера (тест Шмишека):

    Экзальтированная акцентуация с присутствием черт эмотивности.

    4) Люшер (компьютерный вариант) – чувствительна, нуждается в эстетическом окружении (партнере), с которым будет в теплых и близких отношениях.

    Испытывает потребность в "корнях", безопасности и спокойном дружеском общении.

    Не выносит, когда близкие высказывают недостаточное уважение к ней. Если не может и в будущем рассчитывать на желаемые отношения, - склонна прекратить общение с такими людьми.

    Считает, что получает меньше, чем ей следует, но понимает, что с этим придется примириться.

    Продолжение приложения1

    Жаждет найти убежище от конфликтов, где она была бы в безопасности. Боится пустоты и одиночества.

    Крайне нуждается в отдыхе и расслаблении.

    5) Общаяя тревожность повышенная: 65 баллов

    Школьная тревожность высокая – 31

    Личностная и межличнлостная – в норме.

    Скорее всего эти высокие показатели являются следствием определенных личностных конфликтов, нарушением в развитии самооценки, а также реальным неблагополучием ученицы в наиболее значимых областях деятельности.

    Коррекционная работа с девушкой ведется в нескольких направлениях:

    1) Формирование понимающей, одобряющей группы сверстников путем привлечения подростка к занятиям в тренинговой группе.

    2) Индивидуальная работа с психологом:

    а) прорисовка жизненного пути, перспективы будущего

    б) управление своими психоэмоциональными состояниями.

    3) Привлечение родителей к психотерапевтической работе:

    а) Индивидуальные беседы с психологом, педагогами.

    б) (в перспективе) посещение занятий школьного родительского клуба.

    Первые результаты работы:

    1. Снижение колличества аффективных вспышек.

    2. Поиск девушкой контакта с одноклассниками.

    3. Инициатива (со стороны подростка) в поиске встреч с психологом.

    Продолжение приложения1

    2. Ученица М. . - воспитанием девочки занимается старшая сестра, которая старше М. на 9 лет. Средний брат находится в заключении. Родители пьют. У отца частые появления галлюцинаций на фоне алкогольного опьянения, - в результате которых мать и дети вынуждены жить у чужих людей. Семья распадающаяся.

    У девочки крайне подавленное настроение частые пропуски уроков ( иногда по нескольку дней не приходит в школу, - гуляет по улицам).

    Некоторые данные по результатам психологического обследования на момент начала работы с подростком:

    1) Тест Люшера – относительно пассивна и находится в

    статичном состоянии, хотя тот или иной конфликт мешает душевному покою. Не способна добиться отношений, которые могли бы удовлетворить ее с точки зрения взаимной привязанности и взаимопонимания.

    Действует спокойно, с минимумом волнений, чтоб не терять контроля над своими взаимоотношениями и с окружающими. В обществе своих знакомых и близких любит чувствовать себя легко и раскованно.

    Чувствительна и отзывчива, однако, в ней ощущается некоторая напряженность. Нуждается в покое, который она может обрести в обществе какого-нибудь близкого человека.

    Считает, что с ней обращаются несправедливо, она не заслуживает такого обращения. Надежды также обманули ее.

    Упадок жизненных сил сделал непереносимым какое-либо дальнейшее напряжение, возбуждение или какое-либо требование к ней. Она хочет спастись от этого бегством в искусственный мир, в котором вещи больше приближаются к тому, какими бы она хотела их видеть.

    2) Общая тревожность, школьная и др. - в норме.

    3) ПДО – повышенная склонность делинквентному поведению, преобладание черт демонстративной женственности.

    Психастенический тип + тревожная акцентуация характера (по Шмишеку): нерешительна, склонна к рассуждательству, боится не оправдать слишком высокие ожидания со стороны других людей. Наблюдаются тревожная мнительность и любовь к самоанализу.

    Труден любой, даже самый малозначимый выбор. Тревожная мнительнасть по поводу вопросов собственного здоровья. Педантизм в некоторых вопросах, как психологическая защита.

    4) Референтная группа М. состоит из "сильных" учащихся, сама же она занимает в социометрии класса одно из последних мест ("болото").

    Коррекционная работа с подростком:

    Продолжение приложения1
  • Работа с семьей учащейся результатов не дала, - родители не идут на контакт с работниками школы.
  • После сессий гешталь-терапии девочка начала "более богато" описывать свое настроение, чувства начинает видеть перспективу и пути выхода из сложившейся психотравмирующей ситуации. Летом М. будет посещать занятия тренинговой группы для подростков со сходными проблемами, где как основная цель – целеполагание и жизненная перспектива мотивация деятельности.
  • Продолжение приложения1

    3. Ученик Кш. Родители пьют. Мальчик курит, употребляет спиртные напитки. Вызывающе ведет себя на уроках, часто прогуливает занятия, слабоуспевающий. Интеллект в пределах возрастной нормы.

    Выдержки из психологического обследования подростка на момент начала коррекционной работы

    1) Уровень тревожности – в норме.

    2) Данные социометрии – позиция, близкая к изгойству.

    3) ПДО + Шмишек: Эпилептоид, гипертимная и экзальтированная

    акцентуации характера – склонность к дисфории, аффективной взрывчатости. Аффекты отличаются силой и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань. Поводдля гнева может быть ничтожным, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Выражена реакция эмансипации. Преобладание черт мужественности. Сильная склонность к делинквентности.

    Часто не доводит начатое дело до конца, не в состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Плохо переносит контроль со стороны взрослых. Демонстративное поведение.

    Коррекционная работа с подростком:
  • Работа в тренинговой группе по формированию навыков продуктивного, доброжелательного общения. Применение в работе таких методик как "Зеркало", "метод Гуру".
  • Участи подростка в подготовке классного часа в форме диспута "Зачем я живу?"
  • Первые результаты работы:

    Учителя и социальные работники школы отмечают, что стали реже видеть Кш. в компаниях, где распиваются спиртные напитки.

    Сократилось (хотя и на значительно) число прогулов.

    Продолжение приложения1

    4. Ученик Кр. – родители пьют, мальчик курит, употребляет спиртное. Налицо социальная запущенность. Интеллект снижен. "Клоун".

    Выдержки из диагностики на момент начала коррекционной работы с подростком

    1) По данным социометрического исследования – изгой ("клоун"), бунтарь.

    2) ПДО + Шмишек – истероидный тип с чертами экзальтированной акцентуации – не выносит, когда при нем хвалят других демонстративен. Ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. Внушаем, лжив, кажущаяся эмоциональность (театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств). Алклголизм носит демонстративный характер. пьет немного, но любит похвастаться огромным количеством выпитого. Ложь по принципу фантазий.

    3) Уровень тревожности в пределах нормы.

    4) Тест Люшера – неадекватность реакций инфальтильность

    поведения. Ситуативная тревожность. Неясность целей, поиск сильной личности в качестве опоры. Крайняя неуверенность в себе.

    Коррекционная работа с подростком:
  • Привлечение Кр. к проведению классных мероприятий в праздничные дни.
  • Привлечение его в школьную студию пантомимного искусства.
  • Мама подростка на первом этапе работы шла неохотно на контакт с

    работниками школы. Теперь мать учащегося хотя и эпизодически, но все же посещает заняти школьного родительского клуба.

    Продолжение приложения1

    5. Учащийся К. – воспитывается отчимом. Мать, хотя и проживает вместе с ребенком, - от воспитания сына уклоняется. Мальчик курит, часто прогуливает уроки. Провоцирует "разборки" среди ребят Интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы. Замечен в краже чужих вещей.

    Выдержки из диагностики на момент начала работы с подростком:

    1) ПДО + Шмишек – шизоидный тип с ситуативными

    проявлениями черт гипертимного типа – замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность (нежелание ) устанавливать контакты с окружающими. Подчас, страдая от одиночества еще больше уходит в себя. Бурно реагирует на попытки вторгнуться в его мир. Выражена реакция эмансипации. Преобладание черт мужественности. Правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи и др.)

    2) Уровень тревожности: общая – в норме, Школьная – высокий уровень, Личностная и межличностная – в норме.

    3) Тест Люшера – депрессивное состояние. Нуждается в

    сочувствующем окружении, но не знает, как найти контакт с группой.

    ответам учащегося на вопросы теста по тревожности Стресс, вызванный нежелательными ограничениями, запретами, а порой и вмешательствами в его внутренний мир.

    Стремится использовать каждую возможность, когда можно не подчиняться никаким ограничениям или запретам ( желание самому распоряжаться своей судьбой).

    Нуждается в признании, честолюбив, хочет производить впечатление. Оказывает сильное сопротивление внешним воздействиям.

    4) по данным социометрии – позиция учащегося в классе -"болото".

    Коррекционная работа с подростком:
  • Консультирование и лечение у школьного психиатра
  • Привлечение к организации досуга ребят класса ( мальчик неплохо рисует)
  • Участие в тренинговой группе для подростков со сходными проблемами в общении
  • Тренинг в психологическом клубе другой школы города с целью отработки новых форм реагирования и регулирования своего психоэмоционального состояния.
  • Приложение2

    Выявление уровня тревожности у подростков

    Инструкция . на этих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

    Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

    Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру- 0 . Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру- 1 .

    Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру- 2 .

    Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру- 3 .

    Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру- 4 .

    Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу, страх.

    Пример. Перейти в новую школу 0 1 2 3 4

    1. Отвечать у доски. 0 1 2 3 4

    2. Пойти в дом к незнакомым людям. 0 1 2 3 4

    3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. 0 1 2 3 4

    4. Разговаривать с директором школы. 0 1 2 3 4

    5. Думать о своем будущем. 0 1 2 3 4

    6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить. 0 1 2 3 4

    7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают. 0 1 2 3 4

    8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4

    (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

    9. Пишешь контрольную работу. 0 1 2 3 4

    10. После контрольной учитель называет отметки. 0 1 2 3 4

    11. На тебя не обращают внимания. 0 1 2 3 4

    12. У тебя что-то не получается. 0 1 2 3 4

    13. Ждешь родителей с родительского собрания. 0 1 2 3 4

    14. Тебе грозит неудача провал. 0 1 2 3 4

    15. Слышишь за своей спиной смех. 0 1 2 3 4

    16. Сдаешь экзамены в школе. 0 1 2 3 4

    17. На тебя сердятся (непонятно почему). 0 1 2 3 4

    18. Выступать перед большой аудиторией. 0 1 2 3 4

    19. Предстоит важное, решающее дело. 0 1 2 3 4

    20. Не понимаешь объяснений учителя. 0 1 2 3 4

    21. С тобой не согласны, противоречат тебе. 0 1 2 3 4

    22. Сравниваешь себя с другими. 0 1 2 3 4

    28. Думаешь о своих делах. 0 1 2 3 4

    29. Тебе надо принять для себя решение. 0 1 2 3 4

    30. Не можешь справиться с домашним заданием. 0 1 2 3 4

    КЛЮЧ

    Методика включает ситуации:

    а) связанные со школой, общением с учителями (задания 1,4,6,9,13,16,20,25,30)

    б) актуализирующее представление о себе (ситуации 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29)

    в) ситуации общения: 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

    Нужно подсчитать колличество баллов по каждомиу разделу шкалы и по шкале в целом, определить уровень соответствующих видов тревожности и общий уровень тревожности.

    г) общая тревожность – 10-62

    2. Повышенный уровень тревожности:

    б) самооценочная – 24-27

    в) межличностная – 21-26

    г) общая тревожность –63-73

    3. Высокий уровень:

    а) школьная – 26-31

    б) самооценочная –28-34

    в) межличностная – 27-36

    г) общая тревожность –70-90

    4. Очень высокий уровень:

    5. Чрезмерное спокойствие:

    а) школьная – 0

    б) самооценочная – 0

    в) межличностная – менее 3

    г) общая тревожность – менее 10.

    Приложение3

    Рекомендации к формированию и организации работы

    психокоррекционных групп.

    Наш опыт психокоррекционной работы с родителями детей, имеющих отклонения в поведении и учебе, свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой являются частично "открытые" группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек. Частично "открытая" группа может работать, не исключая из своего состава тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий отсутствовать. Занятия могут проводится 1 раз (или чаще) в неделю. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а в лучшем случае двух или даже трех лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1,2 раза в месяц).

    На первом занятии родительницы знакомятся с правилами работы группы. Ими являются:

    1. Доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе мы надеемся на взаимность.

    2. Искренность в общении. Если не будет искренности, мы не сможем общаться.

    3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

    4. Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).

    5. Предметом обсуждений на наших занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в поведении и успеваемости.

    В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:

    1. Стадию независимости и ориентировки, которая характеризуется проявлением напряженности, тревожности, страхов у членов группы.

    2. Стадию нарастающего напряжения. На этой стадии может возникать и нарастать негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции (Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нас никто не трогает, и мы никого не трогаем. Все это нужно было тогда, в самом начале, когда это случилось). Нарастающее недоверие к психологу может проявиться в жалобах в адрес администрации школы о том, что подобные эксперименты никому не нужны и т.п.

    3. Стадию формирования групповой сплоченности. Уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность занятиями, появляются элементы эмпатии к членам группы и к психотерапевту.

    4. Стадию зрелой, конструктивно работающей группы. Устанавливается динамическое равновесие между самораскрытием и "обратной связью". В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации.

    Конспекты групповых психокоррекционных занятий

    [Занятие l]

    1. Разминка

    Приветствие.

    Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе: "Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими". Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологического дискомфорта у родительниц. "Влияет ли на вас необычность обстановки? Что вы чувствуете?".

    Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам познакомиться друг с другом: "Прошу каждую из вас приветствовать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие". Участницы группы приветствуют своих соседей по кругу и взамен получают слова благодарности. Игра "Мои ощущения". Психолог:

    "Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Закройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа)".

    После проведения упражнения психолог просит каждую участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.

    В процессе занятия психолог постоянно предлагает каждой из участниц свободно высказываться по поводу своих ощущений и таким образом обучает родительниц "вслушиваться" в свои чувства и "освобождать" их от различных механизмов психологической самозащиты. Игра "Оцените партнера. Какой он?" Психолог:

    "Вновь образуйте круг. Закройте глаза. И теперь еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партнера слева. Оцените ваши ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербализуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их".

    После окончания игры вновь проводится опрос каждой из участниц с целью определения оценки полученных ощущений от разных партнеров. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.

    2. Основная часть

    а) Сообщение психолога о Правилах работы группы (см. Введение). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждой участницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.

    б) Тематический опросник "Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи". Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение этапа знакомства друг с другом участниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга. В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть или подвергнуть сомнению эти высказывания (только для специалиста).

    3. Аутотренинг

    Психолог называет новый этап урока и знакомит участниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, психолог изменяет звучание своего голоса. Он приобретает оттенки внушения и суггестии:

    "Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза). И вы отдохнули. Открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?"

    Затем психолог проводит опрос каждой из участниц, определяя степень ее включенности в данную форму работы.

    4. Музыкальная релаксация

    Психолог:

    "Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали". Звучит вальс "Голубой Дунай" И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.

    5. Подведение итогов занятия

    Психолог:

    "Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про-блем,а главное, от проблем, связанных со своим ребенком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете. Для того чтобы сохранить ваши впечатления от каждой нашей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать вести дневник. Пусть это будет самая обыкновенная тетрать, но ей вы сможете доверить свои сокровенные мысли и надежды".

    Образец характеристики на ученика 6 класса девиантного поведения

    Rtot dizayn – effektnoe voploschenie tvorcheskih poiskov italyanskih dizaynerov, reshivshih prodemonstrirovat vozmozhnosti volshebnyh prevrascheniy obychnyh probkovyh pokrytiy! Bezuprechnyy esteticheskiy vkus plyus polyot fantazii… I vot pered nami uzhe neskolko interpretaciy osnovnoy temy.

    Esli vy poka ne znaete otveta na etot vopros, u vas est dva puti. Pervyy: priyti v lyuboy iz nashih salonov i, vospolzovavshis konsultaciey prodavca, vybrat vsyo, chto dushe ugodno – po cvetu, fakture i cene. V etom sluchae chitat dannuyu statyu sovsem ne obyazatelno. Ona dlya teh, kto predpochtyot vtoroy put – predvaritelnogo teoreticheskogo znakomstva s raznymi vidami nastennyh probkovyh pokrytiy . ih tehnicheskimi harakteristikami, sposobami izgotovleniya i vozmozhnymi variantami ispolzovaniya probki v interere kvartiry, dachi ili ofisa .

    Источники:
    iamtiptop.ru, vashpsixolog.ru, kradg.narod.ru

    Читать дальше:


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Неотделимые улучшения при продаже квартиры образец договора (просм 314)
  • Гарантийное письмо для удо образец (просм 311)
  • Служебная записка об изменении штатного расписания образец (просм 272)
  • Образец заявления на запрет въезда в рф (просм 252)
  • Образец жалобы в опеку и попечительство (просм 191)

  • Последние материалы:

  • Образец заполнения акта осмотра транспортного средства
  • Образец заполнения акта ос 1б
  • Односторонний акт приема передачи образец
  • Письменное возражение на акт камеральной проверки образец
  • Журнал регистрации актов образец