Главная » Образцы характеристик

Характеристика личности школьника образец

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристика

Ученика 6 класса  МКООУ – Ордынская санаторная школа-интернат Федотова Евгения    24 марта   2000 года рождения.

Женя обучается в Ордынской санаторной  школе  с первого  класса. Воспитывается в полной семье. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Состояние здоровья удовлетворительное, активно занимается  физкультурой и спортом.

Успеваемость удовлетворительная, имеет две тройки по математике и русскому языку, в начальной школе был хорошистом. Предпочтение отдает истории и обществознанию. Женя может учиться лучше, но не всегда прилежно и добросовестно выполняет домашние задания, не всегда организован на учебных занятиях.  Выделяет для себя любимые и нелюбимые предметы, чем объясняет свои результаты по итогам четверти. Словарный запас достаточный, речь образованная, умеет выражать свои мысли устно и письменно.

Школьный режим не нарушает, всегда является помощником воспитателя по организации классного коллектива. Требования учителей выполняет. Навыки культурного поведения выработаны, поведение всегда осознанное.

Женя активный мальчик, у него много друзей  разного возраста. Он всегда готов помочь товарищу. В классном коллективе пользуется уважением, его всегда избирают «мэром города», прислушиваются к его мнению. Женя  принимает участие во всех праздничных школьных мероприятиях, болеет за свой класс. Хорошо умеет играть в шахматы, футбол, теннис.  Мечтает стать военным.

Женя  проявляет самостоятельность при выполнении определенных трудовых поручений. Умеет с желанием доводить начатую работу до конца,  видеть  и оценивать результаты своей деятельности. Хорошо дежурит по столовой, интернату.

Особенности темперамента выражаются в лидерских способностях, общительности, уверенности в себе. Настроение устойчивое.

Формирование личности школьника проходит успешно. В дальнейшем воспитании,  по моему мнению,  надо опираться на лидерские качества Жени.

Классный руководитель:________________

По теме:

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива.

Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспи.

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната».

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн.

По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога классному руководителю по осуществлению благоприятной адапт.

Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Сценарий Отчётного концерта "Волшебный мир искусства" учащихся и педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ в школе VIII вида.

Образец психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Характеристика личности школьника образец

Гомель 2014

I.  Общие сведения об учащемся

Данная психолого-педагогическая характеристика составлена на учащегося 2 курса УО «Гомельский государственный политехнический колледж» Мельникова Власа Андреевича. Сбор фактического материала для написания характеристики проводился при прохождении практики в УО «Гомельский государственный политехнический колледж» с 03.02.2014г. по 15.03.2014г.

При изучении личности студента для написания психолого-педагогической характеристики мною были поставлены следующие цели и задачи:

- изучение направленности учащегося

- изучение индивидуальных особенностей учащегося

- изучение эмоциональности учащегося

- выявление характера межличностного общения

- изучение учебно-познавательной деятельности учащегося.

Для изучения личности студента были использованы следующие методы:

- психолого-педагогическое наблюдение

- беседа с куратором группы

- беседа с преподавателем предметником

- тестирование - методика диагностики межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено тест САН (самочувствие, активность, настроение) тест Д.Голланда по определению типа личности методика «выделение существенных признаков» личностный опросник EPI (Айзенк).

Мельников Влас Андреевич, 16.07.1994 года рождения. Родной город – Гомель. Учащийся группы ТЭП-21с УО "Гомельский государственный политехнический колледж", электротехническое отделение, обучается с 2012 года. Сведения о здоровье: хронических заболеваний нет, группа здоровья – основная. Преподаватель физкультуры и здоровья отзывается об учащемся, как о физически здоровом, не склонном к болезням, человеке.

II. Условия семейного воспитания

Семья Власа полная. Состав семьи: мать и отец. Отец: Мельников Андрей Викторович, работает индивидуальным предпринимателем. Мать: Мельникова Наталья Николаевна, учитель в средней школе. Культурно-бытовые условия жизни благоприятные: проживает в двухкомнатной квартире с родителями. Для Власа созданы все условия для нормального развития. У учащегося имеется своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания, заниматься личными делами. Взаимоотношения в семье благоприятные: преобладает демократический стиль воспитания, отношение с родителями дружеские. О родителях Влас отзывается с теплотой и дружелюбием. В семье царит согласие, антипатий нет, а конфликты случаются крайне редко. Юношу в семье любят, доверяют ему, помогают в учебе, воспитывают в нём самостоятельность и трудолюбие.

Решение поступить именно в этот колледж, было принято Власом сразу. Когда он поступал в этот колледж, он не переживала, что может не поступить, так как чётко осознавал свои цели и возможности.

III.Психологические особенности личности учащегося

В результате наблюдений за Власом можно сказать, что он весьма активный, ответственный, целеустремлённый, развитый, имеющий сильный характер юноша. Самостоятелен в решении относительно принципиальных вопросов. Очень общителен и разговорчив. Тип личности по Айзенку: холерик.

Для изучения личности учащегося и написания психолого-педагогической характеристики были использованы следующие методики: методика диагностики межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено тест САН (самочувствие, активность, настроение) тест Д.Голланда по определению типа личности методика «выделение существенных признаков» личностный опросник EPI (Айзенк).

Выявления интегрального показателя эмоциональности личности является необходимым для всех сфер человеческой деятельности, т.к. позволяет выбирать соответствующие стратегии и тактики общения с конкретным субъектом. У Власа был выявлен высокий уровень эмоциональности (8 баллов).

Данный показатель говорит, что события относительной важности могут вызвать у человека интенсивные переживания - как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такой человек эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, он чувствителен к эмоциям и чувствам других людей, что помогает ему устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п. не могут надолго выбить его из равновесия.

Изучение самочувствия, активности, настроение показывает, что средние оценки равны:

самочувствие–5,7

активность–6,8

настроение–5,5.

Оценки свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Он отличается веселым характером, в согласии живет с людьми. У него есть черты характера руководителя. Он энергичен и деятелен. Не очень хорошо переносит зависимость от других людей. Он превосходит окружающих энергичностью и быстротой принятия решений, умеет брать на себя ответственность. Однако небольшая разбежка в оценках самочувствия, активности и настроения, говорит о нарастании небольшой усталости у испытуемого.

По результатам личностного опросника Айзенка и теста Д.Голланда по определению типа личности у Власа ярко выражен темперамент холерика и социальный и артистический тип личности. Это говорит о том, что он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Власу свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость и раздражительность. Но всё это компенсируется живым характером, умением быстро принимать решения. Учитывая его тип личности, юноша отличается умением общаться, способностью к сопереживанию, активностью, решения проблем осуществляются с опорой на эмоции и чувства, преобладают языковые способности. Артистический тип личности проявляется у Власа благодаря хорошему воображению и интуиции, эмоционально сложному взгляду на жизнь, гибкостью и оригинальностью мышления, развитыми двигательными способностями и восприятием.

У Власа очень сильно проявляется стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность преобладает над ориентацией на прямое вознаграждение. Влас ориентирован на социальное одобрение и имеет потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Испытуемый в меньшей мере склонен к раздражительности и тревожности. Он заинтересован в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше. Так же он способен отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. У Власа выражены лидерские качества, а благодаря умею быстро устанавливать межличностные контакты, его окружение не сопротивляется его лидерству. В группе Влас общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, помогает всем, кто нуждается в его помощи. Всегда выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием. На товарищей оказывает только положительное влияние.

Самооценка у юноши адекватная, он может реально оценить свои силы и возможности. В неудачах не стремится обвинить окружающих его людей, а сначала старается проанализировать ситуацию. В разговоре может отстоять свою точку зрения, приведя необходимые аргументы в её защиту. Критику в свой адрес воспринимает достаточно спокойно, её причину ищет, прежде всего, в себе.

IV. Особенности учебно-познавательной деятельности учащегося

Влас достаточно ответственно относится к учёбе. Например, по словам одного из преподавателей и куратора группы, если юноша поставил перед собой цель получить высокую оценку по предмету, он будет идти к своей цели до конца. Однако, у Власа не стоит цель получать только лучшие оценки. По его же словам, по нелюбимым предметам ему достаточно получить минимальную оценку, чтобы поддерживать свой средний балл.

Любимые предметы в колледже – физкультура и здоровье, инженерная графика, конструирование кабельных изделий и психология и этика делового общения. Единственный предмет, который не очень нравится Власу это – основы технической механики. У Власа средний уровень успеваемости, анализируя отметки за последний семестр, можно отметить различные баллы, начиная от 4 и заканчивая 9.

На занятиях юноша не очень внимателен, но благодаря своей активности и высокому уровню развития быстро запоминает материал и вникает в суть заданных вопросов. Он обладает хорошо развитой словесно-логической памятью. Всегда старается осмыслить, понять изучаемый материал. Хорошо развито словесно-логическое мышление, мыслительные операции находятся на высоком уровне развития. Сформирована культура речи, речь (устная и письменная) грамотная. В речи преобладают сложно согласованные и сложноподчиненные предложения. Основные мотивы учения: саморазвитие, самоутверждение. Учебные навыки и умения сформированы. Влас способен выполнять сразу несколько дел одновременно (думать, писать, разговаривать с соседом), это не сказывается на качестве его работы, т.е. распределение внимания высокое.

Для исследования особенностей мышления использовалась методика "Выделение существенных признаков", она выявляет способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. В данном случае можно говорить о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Испытуемый набрал 72%, что говорит о высоком уровне сформированности логичности его мышления.

Таким образом, можно сказать, что Влас очень способный и развитый юноша, но из-за своей активности, рассеянности и общительности иногда не может в полной мере воспользоваться своим потенциалом.

V. Внеурочная деятельность учащегося

В своё свободное время Влас любит ходить в походы. Увлекается туризмом и альпинизмом, но в данный момент не имеет возможности заниматься из-за небольшой травмы, после восстановления планирует вернуться. Любит музыку, увлекается игрой на гитаре. Он очень общителен, поэтому у него много друзей, с которыми он проводит много времени, ходит в кафе, кино или парки.

Мотивом выбора профессии стала возможность, перспектива трудоустройства (по окончании колледжа) на интересную, высокооплачиваемую работу.

Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Но Власа главное заинтересовать, если дело быстро надоедает Власу, то велика вероятность, что он бросит его, не доделав до конца. Случаи противоположного характера редки. Но в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. Ответственно подходит к интересному делу, не останавливается на достигнутом и всегда стремится к совершенствованию своих профессиональных навыков. Довольно часто выступает зачинателем нового дела. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний не только профессионального характера. Поэтому Влас много читает и активно интересуется научным развитием мира, а также жизнью своей страны.

Характеристика личности школьника образец

VI. Общие психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Мельникова Власа Андреевича. В целом, Влас гармонично развивающаяся личность, обладающая высокими интеллектуальными способностями, хорошей памятью и учебными задатками. Как личность юноша развивается правильно, как физически, так и психически. Он - способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором, коммуникабельный, активный, с очень сильным, волевым характером. При последующей работе с ним следует учитывать, что он болезненно относится к несправедливости (особенно по отношению к себе). Он обязательно будет отстаивать свою точку зрения, но критику при этом воспринимать умеет и относится к ней адекватно.

Влас хорошо адаптирован в коллективе, он поддерживает контакт со всеми своими одногруппниками, которые часто прислушиваются к его мнению. Влас очень общителен, у него очень хорошо развита речь, он начитан. Он обладает творческим потенциалом, дающим возможность профессионального развития и совершенствования. Учащийся направлен на познание социального мира, стремится к самоутверждению, желает быть компетентным, очень интересуется разными аспектами выбранной профессиональной сферы.

Все это нужно учитывать при организации учебной деятельности данного учащегося, а также при налаживании с ним контакта, что будет способствовать реализации и развитию потенциала Мельникова Власа Андреевича. Данные рекомендации будут полезны преподавателям, а также руководству учебного заведения.

Вопросник-характеристика младшего школьника (для обследования неуспевающих младших школьников)

Данный формализованный вопросник-характеристика был разработан для обследования неуспевающих младших школьников Л.Ф. Чупровым и М.С. Певзнер.

1. Ф.И.О. неуспевающего учащегося _______________

2. Возраст _______ (Дата рождения _______)

3. Класс ____ школа № _____ Год обучения _____

4. Продолжительность обучения у данного учителя _______________

5. Учился в других школах _______________

6. Дублировал классы _______________

7. Состав семьи (полный, неполный) _______________

8. Моральная атмосфера в семье _______________

9. Наличие в семье условий для занятий и отношение родителей к неуспеваемости ребенка _______________

10. Не успевает (по всем предметам, по нескольким, по одному) _____________

11. Характер затруднений (постоянные, временные, продолжительные) _______

12. Как усвоена программа:
  • а) по чтению _______________
  • б) по письму _______________
  • в) по математике _______________
  • г) по другим предметам _______________
  • 13. Как относится учащийся к своим неудачам в обучении _______________ (безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе, или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и т.п.)

    14. Реакция учащегося на оценку его работы _______________

    15. Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей _______________

    16. Нуждается ли в занятиях у логопеда (занимался, не занимался) _______________

    17. Результаты работы по п. 15 и п. 16 _______________

    18. Понимает ли ребенок требования учителя _______________

    19. Как работает ребенок в классе (может ли он активно, целеустремленно работать, отвечать на вопросы и задавать вопросы в случае непонимания и т.п.) _______________

    20. Работоспособность _______ (если плохая, то, как она проявляется):
  • а) отвлекаемость, рассеянность, плохая концентрация внимания, увеличение количества ошибок к концу урока, занятий
  • б) сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.
  • 21. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка _______________

    22. Общая характеристика личности учащегося (положительные и отрицательные стороны его личности, характера) _______________

    23. Наличие пропусков занятий и их причина _______________

    24. Основные трудности и причины отставания (по мнению учителя) _______________

    25. Поведение в классе _______________

    26. Поведение на переменах _______________

    27. Взаимоотношения со сверстниками _______________

    28. Имеет друзей (одного с ним возраста, старше младше) _______________

    29. Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся _______________

    30. Наличие вредных привычек _______________

    31. Имеются ли необычности, странности в поведении (в чем они выражаются) _______________

    Дата _______________ Подпись учителя _______________

    К анализу и интерпретации данных вопросника-характеристики . Для уровня симптоматической психологической диагностики порой достаточно бывает пристального исследования данных педагогической характеристики, изучения продуктов учебной деятельности и сведений по академической успеваемости.

    При добросовестном заполнении вопросника-характеристики учителем и при вдумчивом его чтении практическим психологом, перед ним раскрывается целый пласт ценных сведений о ребенке, имеющих первостепенное диагностическое значение. В тех же случаях, когда учитель не ведет наблюдение за своими учащимися, а характеристики заполняют завучи или социальные педагоги - это документ не может служить информативным итогом наблюдения за учеником.

    Рассмотрим пункты вопросника-характеристики более подробно.

    ( 1, 2, 3 ). Формальные данные, позволяют зафиксировать данные о ребенке и тем самым идентифицировать его. Они обязательны для заполнения.

    ( 4 ). Продолжительность обучения у данного учителя позволяет определить временной период, зафиксированный в наблюдении за учебной деятельностью ребенка.

    ( 5 ). Этот пункт может свидетельствовать о вынужденной миграции (по работе, по службе) или характеризовать скрытое депрессивное состояние у родителей, проявляющееся только в «желании к перемене мест». Нередки случаи, когда родители специально меняют школы, учителей, отправляют ребенка в другой населенный пункт к родственникам, оттягивая тем самым время обследования ребенка в ПМПК.

    ( 6 ). Сведения о дублировании дают возможность обратить внимание на уточнение причины, по которой ребенок оставался на второй год. Было ли это обусловлено пропусками по болезни или академической неуспеваемостью.

    ( 7 ). Сведения о составе семьи (такие как образование, род занятий, сведения о несовершеннолетних членах семьи) позволяют составить представления о социальной адаптации других членов семьи, успехах в обучении у других детей из этой семьи. Состав семьи (полный или неполный) сам по себе не является диагностическим критерием, но позволяют обратить внимание на причины, не позволившие родителям проживать вместе. Сведения по этому вопросу характеристики могут служить отправным пунктом при сборе анамнестических данных.

    ( 8 ). Моральная атмосфера в семье представляется на основе мнения учителя. В целом сам по себе морально-психологический климат может сказываться как на положении ребенка в семье, возможностях помощи ему со стороны взрослых и на условиях для подготовки к урокам, так и на «прогнозируемые» семьей успехах ребенка в дальнейшем. Дети стараются оправдывать заниженные ожидания их успехов со стороны родителей.

    ( 9 ). Как и наличие условий для занятий, так и отношение родителей к неуспеваемости ребенка является важным диагностическим показателем. Любая деятельность, в том числе и учебная, протекает в единстве внутренних и внешних условий. В качестве внутренних выступают наличие знаний, умений, системы в них и мотивационной готовности к осуществлению учебной деятельности. Как внешние выступают обстоятельства, создающие определенные благоприятные или способствующие деятельности условия. В отдельных случаях именно внешние условия могут затруднять и даже делать невозможным ее выполнение.

    ( 10, 11, 12 ). Ответы на эти вопросы позволяют получить эмпирическую характеристику школьной неуспеваемости. Она может быть тотальной (по всем без исключения предметам), парциальной (по одному или двум), эпизодической. Причем состояние учебных навыков отражает в какой-то мере возможную причину. В случае тотальной стойкой неуспеваемости возникают в первую очередь подозрения об интеллектуальном нарушении, парциальная – чаще свидетельствует либо об отсутствии системы знаний или о специфической причине. Так неуспеваемость по чтению и письму, даже при внешне удовлетворительных речевых проявлениях требует углубленного логопедического исследования ребенка. Эпизодическая неуспеваемость может возникать как результат отсутствия систематичности в занятиях.

    ( 13 ). Отношение к своим неудачам и реакция учащегося на оценку дают материал к раздумьям о зрелости ребенка или о наличии у него соматической ослабленности. Для уточнения этого вопроса привлекаются медицинские данные.

    ( 14 ). Реакция учащегося на оценку его работы также является важным диагностическим симптомом. Обычно зрелый к школьному обучению ребенок бывает информирован о значении оценки и отметки. Дети могут расстраиваться, а порой и глубоко переживать по поводу недостаточной для них оценке их учебного труда. У некоторых детей с интеллектуальным снижением реакция на оценку может отсутствовать.

    ( 15 ). Важным является установить, какого рода помощь оказывалась ребенку со стороны учителя (усиление контроля и помощи при выполнении классных заданий, облегчение и индивидуализация заданий при фронтальной работе класса, дополнительные занятия после уроков, дополнительные задания на дом, указания родителям как помочь ребенку при выполнении домашних заданий и т.п.). Иногда именно в этом пункте выявляется результативность или неправильная тактика учителя во взаимоотношении с учащимся. Например, дополнительные задания для ребенка с нарушенной умственной работоспособностью не принесут положительного результата, а только еще более ухудшат его результаты.

    ( 16 ). Этот пункт согласуется с ответами на вопрос под номером 12 и одновременно характеризует состояние рабочего взаимодействия семьи и учителя. Если ребенок нуждался в занятиях с логопедом, но родители это проигнорировали, то причина может крыться в особых установках семьи к нарушению в развитии ребенка.

    ( 17 ). Вопрос отражает результативность и оправданность усилий педагога по преодолению учебных затруднений у ребенка.

    ( 18, 19, 20 ). В ответах на эту группу вопросов выясняются такие симптомы как способность ребенка понимать требования учителя по отношению к нему, характер его работы в классе и состояние общей и умственной работоспособности. В частности, чем глубже нарушения работоспособности, тем более они получают соматические проявления. Если у ребенка с гиперактивностью и нарушениями внимания проявления нарушений работоспособности выступают как не неспособность к сосредоточенной целенаправленной деятельности, то у спокойного, но с недостаточным уровнем сформированности учебных навыков, ошибки появляются в процессе ответственного задания. Ребенок с нарушением активационных механизмов пользуется внешними опорами для сосредоточения (проговаривание вслух). Глубокие нарушения работоспособности, особенно при астенических состояниях, проявляются признаками тормозности, выключения из деятельности, а порой и внешними проявлениями вегетативного плана (покраснение или побледнение кожных покровов, повышенная потливость).

    ( 21 ). В этом пункте чаще отмечаются предположения учителя об особенностях познавательной процессов у младшего школьника (восприятия, памяти, мышления, воображения). Здесь не требуется какого-либо экспериментального исследования психологических феноменов (хотя в программах подготовки учителей при анализе характеристики в отдельных учебных заведениях это требуют от студентов). В то же время, такие признаки как фрагментарность восприятия, плохое запоминание при большом количестве повторений и тренировочных заданий, трудности в выделении главной мысли, проблемы в отгадывании загадок и т.п. дают определенные данные для психолога.

    ( 22 ). Важным является и вопрос об особенностях личности ребенка. Во-первых, эти данные позволяют установить отношение к ребенку со стороны самого учителя. Во-вторых, позволяют на феноменологическом уровне получить какие-нибудь ценные диагностические данные о ребенке. В-третьих, эти сведения позволят проявлять правильный индивидуальный подход к ребенку в дальнейшем.

    ( 23 ). Среди причин неуспеваемости младших школьников наличие пропусков занятий занимает не последнее место. В результате у ребенка не формируется системы знаний, позволяющей им усваивать последующий материал. Причины пропусков могут быть как по болезни, так и в результате бесконтрольности со стороны родителей. У проблемных детей причины пропусков могут быть вызваны самим посещением школы (ребенок боится наказаний за плохие школьные успехи, боится сверстников или старших школьников). Во всех этих случаях по возможности необходимо определить причину пропусков.

    ( 24 ). Не мало важным является выявить объяснение со стороны учителя основных трудностей и причины отставания. Грамотный и ответственный учитель, как правило, способен весьма точно установить причину неуспеваемости.

    ( 25 ). Поведение в классе при детальном его описании позволяет выявить сформированы ли у ребенка мотивы учебной деятельности, каковы его внимание, работоспособность. По поведению во время классных занятий можно выявить, насколько включен ребенок в учебную деятельность.

    ( 26 ). Резкие различия в поведенческой активности на переменах позволяют судить о зрелости ребенка. Известно, что дети с ЗПР более активны и раскованы в это время школьной жизни.

    ( 27, 28 ). Взаимоотношения со сверстниками позволяют выявить как симптомы, лежащие в основе «клевания», так и по уровню личностного развития ребенка. В частности, дети менее зрелые предпочитают общаться со сверстниками младшего, чем они сами возраста. Выбор в друзья старших детей может свидетельствовать о более высоком уровне развития и интересов у ребенка, а иногда дети просто ищут покровительство у старших. Умственно отсталые учащиеся не могут найти себе друзей в стенах школы.

    ( 29 ). Часто ли бывает объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся. Проблемные дети: тревожные, с нарушенной коммуникативностью, с «явными нарушениями» в развитии наиболее часто попадают в разряд тех, кого «клюют» другие.

    ( 30 ). Наличие вредных привычек тоже может сказываться на успеваемости. О том, что такая вредная привычка как никотинизм (табакокурение) влияет отрицательно на умственную работоспособность успеваемость и поведение ребенка в целом известно давно. Такие патологические привычки, как токсикомания тоже сказываются на успеваемости. Кроме этих могут наблюдаться и такие как стремление брать чужие вещи. Это уже личностная характеристика.

    ( 31 ). Любые необычности, странности в поведении ребенка должны послужить отправным пунктом для более пристального психопатологического исследования ребенка. Хотя для психолога они и могут быть недоступными в силу отсутствия соответствующей компетенции. В процессе психодиагностики необходимо соблюдать границы компетенции и когда симптоматика выходит за эти пределы – воспользоваться консультацией специалиста-смежника (в данном случае детского врача-психиатра).

    Примечание . При анализе вопросника-характеристики необходимо обсуждение непосредственное как с учителем, так и с родителем, представляющим ребенка на ПМПК. При общении с родителями, особенно с матерями, могут выявляться защитные реакции оправдания неуспехов ребенка. На самом деле – это защитная реакция собственного «Я» и своей бытовой педагогической несостоятельности. Не исключена возможность, столкнуться с проявлениями у демонстративных родителей синдрома Мюнхгаузена. Для эффективного воспитания ребенка одинаково вредны и очень хорошие родители и очень плохие.

    Как заполнять карту-профиля личности ученика, нужен образец?!

    Елена Конюхова Мудрец (19444) 4 года назад

    КАРТА - ПРОФИЛЬ ПО СВОЕЙ СУТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ.

    Примерное содержание психолого-педагогической характеристики личности ученика

    Ф. И. О. учащегося ________________________

    1.Общие сведения об ученике

    Возраст, физическое развитие, состояние здоровья, в частности — нервной системы.

    Условия жизни и быта в семье. Состав семьи. Занятия родителей. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к ребенку в семье. Позиция ребенка в семейном общении ( равноправный, опекаемый, зависимый, безнадзорный). Контроль за учебной работой учащегося. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании школьника. Вовлеченность ученика в домашний труд. Проведение школьником своего свободного времени.

    Наиболее существенные факты биографии школьника, повлиявшие на его развитие.

    Положение ученика в структуре класса. Взаимоотношения с товарищами по классу. Авторитет в коллективе.

    Референтная группа школьника. Наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.

    2. Направленность личности

    Общая направленность личности (личная, общественная, деловая). доминирующая мотивация основных видов деятельности (игровой, трудовой, общественной, спортивной и т. д. ). Интересы и склонности учащегося, глуби- на и устойчивость интересов.

    Нравственное развитие ученика. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действенность в мотивации поведения (соотношение нравственного сознания и нравственного поведения).

    Профессиональные интересы и склонности школьника, их проявление в общении и различных видах деятельности.

    3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы

    Черты характера, преобладающие в отношениях к: а) учению, б) труду, в) общественным обязанностям и поручениям, г) сверстникам, д) взрослым, е) товарищам, ж) вещам, и) самому себе.

    Самооценка и уровень притязаний ученика.

    Волевые черты характера школьника (настойчивость, дисциплинированность, отношение к трудностям и пр.). Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

    Проявление темперамента. Близость к одному из типов темперамента по традиционной классификации. Особенности эмоциональной сферы психики. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, эмоциональная устойчивость, эффективность, внешняя выраженность эмоций, умение руководить проявлением эмоций.

    4. Способности и особенности познавательной деятельности

    Общие (интеллектуальные) способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.).

    Особенности восприятия и внимании школьника, наблюдательность.

    Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения запомненного. Точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти.

    Развитие образного и абстрактного мышления. Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Самостоятельность деятельности. Гибкость мышления.

    Развитие устной и письменной речи. Богатство словаря.

    Вот здесь можете скачать карту психолого-педагогической характеристики ученика: http://blanki.ucoz.ru/news/2009-09-10-15

    P.S. Если в поисковике вы наберёте "Психолого-педагогическая карта-профиль личности ученика", то найдёте достаточно примеров и образцов.

    Дайте общую характеристику ребёнка младшего школьного возраста. Развитие познавательных процессов и личности в младшем школьном возрасте.

    Условия формирования личности младшего школьника :

    - учитель - эталон, образец для подражания

    - субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность)

    - сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении)

    - семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).

    В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера . появляются потребности, связанные с учебной деятельностью. потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.

    В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием, происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы, что качественно меняет содержание притязания на признание. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Таким образом, учебная деятельность становится во главу угла в притязаниях младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина).

    Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников (И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет быть как все, с другой - быть лучше, чем все.

    Стремление быть как все возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу правила поведения в классе и школе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения и ориентируется на поведение других детей (в первом классе ребенку свойственны выраженные конформные реакции: ученики, например, часто поднимают руку вслед за другими, хотя внутренне не готовы к ответу).

    Стремление быть лучше, чем все проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников.

    Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками .

    О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9 - 10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

    В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. Ответственность как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам, по словам В.С. Мухиной, должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника.

    В возрасте 6-7 - 10-11 лет интенсивно развивается самосознание . ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций в то же время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников.

    В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

    Развитие самооценки . ее адекватность, осознанность, обобщенность во многом зависят от того, насколько содержательно представление ребенка о самом себе: самооценка может быть адекватной устойчивой, завышенной устойчивой или неустойчивой, заниженной неустойчивой в связи с тем, что представления о себе могут быть адекватными и устойчивыми, неадекватными и неустойчивыми, могут содержать характеристики, данные другими людьми (взрослыми).

    Существует взаимосвязь особенностей самооценки младших школьников и уровней сформированности учебной деятельности (А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко): у детей с высоким уровнем сформированности учебной деятельности наблюдается относительно устойчивая, адекватная и рефлексивная самооценка низкому уровню сформированности учебной деятельности соответствует недостаточная рефлексивность самооценки, ее большая категоричность и неадекватность.

    В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке.

    В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексиякак способность самостоятельно установить границы своих возможностей (могу или не могу решить эту задачу?, чего мне не хватает для ее решения?) (И.В. Шаповаленко). Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех. Способность делать что-то лучше всех. по мнению И.В. Дубровиной, принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной умелости, компетентности, полноценности.

    Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий. Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит собственное продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий. В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: сначала это словесная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт вызывается собственными потребностями ребенка.

    К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.

    Задача воспитания на этом этапе заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка научить его сознательно управлять своим поведением. С этой целью необходимо формировать у детей положительное отношение к новому положению школьника и добиваться сохранения этого отношения на протяжении всего младшего школьного возраста формировать познавательные интересы формировать такие качества личности (прилежание, ответственность и пр.), которые составляют необходимое условие осуществления волевого поведения (Л.И. Божович).

    В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения . ребенок овладевает собственным поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.

    Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и обучая им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он сделал так случайно. Представление о формальном характере норм и правил препятствует нормальному становлению моральной сферы. Поэтому условием нравственного развития ребенка является знание норм морали и понимание их ценности и необходимости.

    Важные условия воспитания дисциплинированности школьников, формирования моральных качеств личности - четкая формулировка норм и правил, поощрение исполнительности, соответствующая реакция на нарушение дисциплины. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого, который санкционирует определенный тип поведения.

    Основной задачей нравственного воспитания в младшем школьном возрасте является развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Важной задачей является развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие. Одна из существенных задач - формирование у детей понимания нравственного содержания требований.

    Большое место в жизни младшего школьника занимают чувства как мотивы поведения. Развитие эмоциональнойсферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Младший школьник начинает более сдержанно выражать собственные эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать собственные чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств. Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость.

    По словам Л.С. Выготского, формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей.

    Наряду с повышением произвольности эмоционального процесса, в младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства. интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.), эстетические.

    Преобладающее жизнерадостное настроение - это возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника. Однако, как показали исследования Л.С. Славиной, у некоторых учащихся в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе. Для предупреждения эмоциональных срывов учитель должен знать индивидуальные особенности учащихся.

    Большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывает учебная деятельность, складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. По мнению Г.М. Бреслава, именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным маяком в эмоциональной сфере учащегося, при этом особенно важной для ребенка является функция учителя как арбитра: эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки учителя, усиливает или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника, поэтому равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в этом возрасте можно считать показателем отклонения.

    Таким образом, с возрастом эмоции детей становятся более обобщенными, произвольными, социально регламентированными, усложняется содержание эмоциональной сферы, изменяется ее экспрессивная сторона.

    Конец младшего школьного возраста знаменуется глубоким мотивационным кризисом. когда мотивация, связанная со стремлением занять новую социальную позицию, исчерпана, а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют: так, исследования И.М. Веренкиной показали, что в период от 8 до 10 лет в 5 раз уменьшается число детей, которые хотят учиться, так как им это интересно.

    Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и обязательности ее посещения нежелание выполнять учебные задания конфликты с учителями. Это осложняется тем, что в школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в среднюю школу.

    На рубеже 9 - 10 лет возникает также кризис самооценки. что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних школьников по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. Критическая самооценка - это проявление диалогичности в сознании ребенка, внутреннего диалога Я - не-Я, феномен объективного внимания к себе (Г.С. Абрамова), который выражается во временном отвлечении внимания от внешнего содержания и сосредоточении его на самом себе.

    Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя (К.Н. Поливанова) - возникновение ориентировки на себя, на собственные качества и умения как основное условие решения разного рода задач. По словам Д.И. Фельдштейна, между 9 и 10 годами начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции я и общество, когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Это узловой рубеж, когда ребенок осознает себя субъектом, испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщиться к социальному на уровне преобразования.

    Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей) формирование осознанной и обобщенной самооценки осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

    Источники:
    nsportal.ru, obrazec.net.ua, psylist.net, otvet.mail.ru, studopedia.org

    Читать дальше:


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Неотделимые улучшения при продаже квартиры образец договора (просм 312)
  • Гарантийное письмо для удо образец (просм 299)
  • Служебная записка об изменении штатного расписания образец (просм 262)
  • Образец заявления на запрет въезда в рф (просм 240)
  • Образец жалобы в опеку и попечительство (просм 190)

  • Последние материалы:

  • Образец заполнения акта осмотра транспортного средства
  • Образец заполнения акта ос 1б
  • Односторонний акт приема передачи образец
  • Письменное возражение на акт камеральной проверки образец
  • Журнал регистрации актов образец